Как стать умным
1. Интерес к познанию – удовольствие от получения знаний и стремление к их получению.
2. Иметь цели, для чего быть умным. Если их нет — подумать и четко определить, почему вы хотите быть умным.
3. Читать интересные умные книги – не потому что кто-то заставляет, а потому что самому интересно.
Полезно найти человека, сведущего в интересующей области, и попросить порекомендовать лучшие книги, где написано и умно, и понятно. Это гораздо эффективнее, чем читать кучу хлама, хотя и по теме (хлама по любой теме намного больше, чем ценных книг).
4. Задавать вопросы.
Находить то, что интересно узнать. И спрашивать.
Сначала у других (родителей, друзей и знакомых, которые в чем-нибудь хорошо разбираются, учителей и преподавателей – каждого по его предмету и т.д.), потом у себя. Входит в привычку задавать себе вопросы, и пытаться на них ответить, а это – признак активности мышления, т.е. одного из свойств хорошего ума.
5. Думать. Есть такое занятие – чистить картошку, есть другое – писать письмо, а есть такое – думать. На это должно выделяться специальное время.
Нужна обстановка, чтобы никто и ничто не отвлекал (мне, например, хорошо думается, лежа в ванной или на травке на тихой лужайки в хорошую погоду), конечно, если ты еще не научился сосредоточиваться на своих мыслях в любой обстановке.
Думать нужно не просто, отпуская поток мыслей в свободное плавание, а целенаправленно, обмысливать что-то с целью выработать мнение, найти решение и т.д. Стараться не давать уходить мыслям в сторону, если уходят – возвращать их к теме.
6. Нарешаться много умных творческих задачек по математике.
Польза изучения математики не только и даже не столько в практической приложимости мат. аппарата в жизни, сколько в развитии логического и эвристического мышления. Решая интересные нестандартные задачи, привыкаешь включать голову, и потом тот же умный подход остается и к остальным вопросам по жизни.
7. Научиться сосредоточиваться и не отвлекаться. Этому учат различные психологические методики и духовные практики, например, сосредоточение – есть суть медитации. Хорошо почитать соответствующие книги, потренироваться.
8. Прием «Размышление с секундомером». Начиная думать по какой-то теме, включаем секундомер. Он должен быть постоянно перед глазами. Это позволяет контролировать время, потраченное на прохождение по какой-то «ветке» размышления, управлять процессом свое го мышления и вовремя возвращаться от посторонних тем к основной.
9. Прием «Размышление с будильником». Если у вас найдется устройство, которое способно издавать какой-то звук каждую минуту, поставьте его рядом и думайте. Примите значение этого звука как «Думай по теме». Это – еще одно средство меньше отвлекаться. В качестве устройства можно использовать компьютер со звуковой платой и какой-то программкой.
10. Думать вслух. Когда вы проговариваете вслух то, о чем думаете, ваше внимание меньше отвлекается от темы, так что вы мыслите более производительно.
Разумеется, если вы умеете не отвлекаться и без последних трех приемов, они не нужны.
11. Метод кругового прорыва. Если надо разработать какую-то тему, что-то придумать – не стоит ломиться тупо от начала до самого конца. Как правило на пути будут существенные задержки, и мышление будет малопроизводительно. Более эффективный – идти итеративно.
Вначале, если есть какая-то идея, накидать на бумаге (или в текстовом файле) направления ее дальнейшего развития, о чем нужно подумать дальше. Выделить по 5 минут на каждое направление и начать их продумывать по очереди.
Если какое-то направление не дает никакого результата – переходить к следующему, то не получается – к следующему и т.д. По какому-то направлению новая мысль может появиться сразу. Ее сразу нужно занести на бумагу (в компьютер), чтобы она не забылась.
Дальше нужно взять по этой ветке еще 5 минут, попытаться записать направления дальнейшего развития и по 5 минут попытаться отработать каждое. Если на каком-то этапе ни одна пятиминутка по полному кругу не дала никаких результатов, увеличить промежут ок до 10 минут и пройти еще раз по кругу.
Принцип ясен?
Творчески его развить не представляет труда. Если достаточно большой период времени по каждому направлению не приносит результата – стоит подумать, а не слишком ли трудоемкая это вообще тема, и перс пективная ли она.
Такой метод позволяет двигаться почти параллельно в нескольких направлениях, выбирая те, которые легче всего поддаются продвижению. При этом одни направления разработки обогащают другие. То направление, которое раньше «не шло», после отработки других веточек может «пойти», потому что на других направлениях созрели для него необходимые предпосылки.
12. Стараться общаться с людьми умнее себя, с более развитой личностью, знающими больше.
Когда нам еще не много лет, большинство таких людей – это просто старшие по возрасту. Правда, чем дальше мы развиваемся, тем меньше возраст человека оказывается способным отражать его ценность как собеседника. Мы просто «вырастаем» из своего окружения, даже старшего по возрасту, и приходится из старших отбирать «самых-самых». Критерием становится в т.ч. профессионализм в какой-то области. Например, чтобы обогатить с ебя в психологии, полезно дружить с хорошим психологом.
13. Сменить имидж умудренности, если он вам присущ, на имидж любознательного ребенка, готового всегда учиться и с удовольствием слушающего людей, которые могут рассказать что-то новое и интересное.
Когда человек видит ваш неподдельный интерес, слышит заинтересованные вопросы и видит искреннюю благодарность за «науку», это приятно и побуждает его делиться с вами всем, что он знает. Если же воспринимать новую информацию слега свысока (особенно часто это случается по отношению к собеседникам младше по возрасту или положению), человек может потерять желание сообщать вам что-то новое.
Также нужно не чувствовать унизительным обращаться за помощью к людям, которые, вы знаете, могут дать дельный совет. Если человек умнее вас, или в чем-то умнее, признавайте это легко, говорите ему об этом. (Хотя не воспринимайте это как данность, пытайтесь перенять премудрость.)
Устранение в себе гордости в этом смысле быстро окупается. Скоро вы обнаружите, что объективно все меньше людей умнее вас. С сожалением, потому труднее почерпнуть у кого-либо нечто новое, и с радостью, поскольку вас искренне уважают и вы сами можете кого-то чему-то научить.
14. Желательно избегать компаний, вечеринок, других скоплений развлекающихся людей и пустых разговоров.
Это – растрата времени, которое можно использовать на развитие себя.
Конечно, можно на это идти, имея при этом какую-то другую цель – установить полезный (не обязательно в материальном смысле) контакт, отдохнуть, чтобы потом эффективнее работать и т.д.
Но нужно хорошо понимать, что общение с пустыми людьми и ведение пустых разговоров не только отнимает время, но и отрицательно влияет на наш интеллект.
Во-первых, теряется мыслительный тонус, мы привыкаем быть глупее, чем могли бы, во-вторых, мы оказываемся больше подвержены влиянию социальной среды. Так как обычно эта среда состоит из людей глупее, чем то, какими мы хотим быть сами, то это влияние – чаще отрицательное.
15. Стараться не зависеть от общепринятого мнения социальной среды: семья, учеба, работа, друзья, социальная группа, общество и т.д.
Не бояться иметь свое мнение, пусть оно даже отличается от общепринятого. Но мнение не должно быть другое для «выпендрежа «. Другое оно может стать в результате самостоятельных активных размышлений.
16. Научиться быстро читать.
Интеллект зависит в том числе и от количества имеющихся знаний. А это, в свою очередь, зависит от количества впитанной за жизнь информации. Пропускная способность восприятия информации у человека ограниченна. Чтобы ее увеличить, очень полезной оказывается методика динамического чтения, позволяющая поднять скорость восприятия текстовой информации в 1,5-5 раз (в зависимости от человека, количества тренировки и сложности текста). Тренажеры динамического чтения можно скачать здесь (классический метод) и здесь (метод 25-го кадра).
17. Быть умным в разных сферах жизни, а не только в работе.
Есть много людей, отличных специалистов, но поступающих безграмотно в отношениях с людьми, управлении своим физическим и психическим здоровьем, организации быта, управлени и личным временем и деньгами и в других вопросах, с которыми сталкивается каждый человек. Конечно, есть люди, время которых как специалистов стоит слишком дорого, чтобы отвлекаться на что бы то ни было. Но для большинства людей полезнее быть «немного» специалистом во всем, с чем мы сталкиваемся по жизни.
18. Понимать, почему люди поступают так, а не иначе, предсказывать их реакции и уметь воздействовать на их поведение – в этом существенная часть жизненной мудрости. Неоценимую помощь здесь оказывает психология – это одно из того, на изучение чего стоит потратить время каждому человеку.
19. Почему? Зачем? Почему так, а не иначе? Для чего именно так, а не по-другому? Может ли быть иначе? Почему не может быть иначе? Почему бы не попробовать иначе? Эти и подобные вопросы помогают понять вещи вглубь, осознать причинные связи. Без них невозможен творческий подход и улучшение того, что нас окружает.
Их надо задавать по поводу всего, с чем сталкиваешься. Почему-то принято задавать эти вопросы по поводу одних вещей и совершенно не принято по поводу других. В жизни существуют алгоритмы и правила, которым люди следуют каждый день, но мало кто может вразумительно объяснить, зачем надо именно так. Ни один алгоритм, который человек выполняет, ни одна структура, с которой мы сталкиваемся, не должны остаться неосознанными. Эти вопросы надо задавать по поводу каждого действия, каждого элемента, их места в общей структуре и взаимосвязей между собой.
20. Принятие любого решения обычно имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Чем больше факторов способен учесть человек, тем реалистичнее окажется его прогноз и успешнее воплощение решения в практику.
Неумный же подход (хотя и очень распространенный, по себе знаю заключается в том, чтобы принимать решение только на основе доводов «в одну сторону» – положительную или отрицательную. Умный человек выбирает нечто не просто потому, что у этого есть такие, такие и такие положительные стороны, а потому, что сумма положительных сторон перевешивает сумму отрицательных – решение принимается по разнице плюсов и минусов.
21. Стараться не захламлять свою голову чем попало, выбирать из доступного потока информации (книг, периодики, Интернета, общения и т.д.) самую интересную и/или полезную для наших личных целей. Все познать невозможно, время ограниченно, поэтому желательно заполнять его самым лучшим.
22. До конца жизни быть открытым новому. Не важно, сколько во что-то веришь, менять старые взгляды на новые и более достоверные, истинные, глубокие, точные, полезные и т.д., как только они появились в поле зрения. Все лучшее – присваивать.
23. Займитесь бизнесом.
Не работой по найму, пусть даже с большой зарплатой, а именно бизнесом. Бизнес — это школа, которая очень эффективно даёт жизненный опыт. Бизнес заставляет мыслить системно или интуитивно, во всём учитывать комплекс факторов, и постоянно искать оптимальные решения.
24. Играйте в интеллектуальные, логические, стратегические игры.
Наука доказала, что они повышают уровень интеллекта.
25. Лучше, если вы приняли решение стать умным еще до 20 лет, хотя принять его никогда не поздно.
Никогда не удовлетворяться достигнутым уровнем. Относиться к постоянному процессу увеличения знаний и умений на протяжении всей жизни как к норме, попытаться научиться получать от этого удовольствие.
подписаться на комментарии
Нет комментариев