Академик Углов. Скальпель в столетней руке
АКАДЕМИК Федор УГЛОВ занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый старый хирург в мире, продолжающий делать операции. В этом году Федору Григорьевичу исполняется 100 лет, а последнюю операцию он сделал несколько месяцев назад. Тогда это событие обсуждал весь Петербург. Впрочем, в городе на Неве, где хирург всю блокаду отработал в больнице, он уже не первый год притча во языцех. На прошлый юбилей друзья подарили Углову красавца петуха. Птица была перевезена на дачу, однако, съев что-то не то, оказалась при смерти. Академик, недолго думая, привез петуха в операционную и на десять минут стал ветеринаром. Птица была спасена. Ну и совсем недавнее происшествие — академик на улице отбился от вора, который намеревался завладеть его кошельком. Петербург в очередной раз был в восхищении.
Покой смерти подобен
— ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ, а что это была за операция, которую вы провели несколько месяцев назад?
— Удаление доброкачественной опухоли на шее. Этой пациентке я несколько лет назад делал серьезную операцию на желудке. С желудком у нее с тех пор все в порядке, но вот появилось образование на шее. Она сказала: «Никому не дам оперировать, кроме Углова. Верю только ему».
Ажиотаж вокруг этого устроили исключительно из-за моего возраста. Хотя я твердо стою на ногах, у меня не дрожат руки. (Академик вытягивает вперед правую руку и абсолютно неподвижно держит ее около минуты.) И я сохранил отличное зрение, не пользуюсь очками (хирург взял лежащую на столе газету и прочитал без очков вслух несколько абзацев). Операцию на пленку снимала команда Книги рекордов Гиннесса.
— Для многих 70–80 лет — глубокая старость. А вы в сто лет ведете активный образ жизни. В чем секрет?
— В молодости я переболел сепсисом, тифом, пневмонией. Однажды был без сознания почти месяц. С таким «послужным списком» редко живут сто лет, если не придерживаться определенных правил. Первому правилу меня научила мама, безграмотная сибирская женщина. Она с детства мне внушила: «Выходи всегда из-за стола немного голодным».
Я старался спать не меньше 6 часов в сутки, соблюдать режим. После 60 лет особенно важно двигаться. Люди жалуются: «Ой, суставы болят. Лучше буду сидеть или лежать». Да для суставов покой смерти подобен! Через боль, но двигайтесь.
И самое главное — за всю свою жизнь я не выкурил ни одной сигареты и никогда не употреблял спиртное. Это значит, что я не отравлял свой мозг и нервную систему. У меня прекрасная память. Я до сих пор помню наизусть «Евгения Онегина» и другие поэмы Пушкина.
Секс — 2 раза в неделю
— А ВЫ какими-нибудь таблетками пользуетесь?
— Нет. А зачем здоровому человеку пить таблетки? По утрам на улице обливаюсь холодной водой. Это спасает от всяких хворей. Как-то осенью я сильно промок под дождем, а потом долго ждал автобуса. Домой приехал поздно вечером и почувствовал легкий озноб. Тогда я прямо ночью вышел на улицу и вылил на себя два ведра холодной воды. Поспал, а утром еще два ведра. Простуды как не бывало.
— Говорят, ваша жена намного моложе вас. Извините за нескромный вопрос: не было «проколов» в интимной жизни?
— Конечно нет! Я до сих пор — мужчина. Главное в этом вопросе — соблюдать меру. Под мерой я подразумеваю занятие сексом два раза в неделю. Все, что чаще, — это излишества. Расскажу один случай. У нас в институте был сердцеед. Он почти каждый день ходил на свидания с последующим продолжением. Многие завидовали его сексуальной жизни. Но вот мы встретились через двадцать лет. Я увидел полненького лысеющего человека. Он признался, что уже несколько лет не мужчина, и добавил: «Эх, если бы кто-нибудь раньше предупредил, что нельзя так себя растрачивать в молодости».
— Скоро вам исполнится сто лет. Как далеко наперед вы загадываете свою жизнь?
— Слава богу, чувствую себя хорошо. И знаете, совершенно не устал от жизни! Хочу прожить еще хотя бы 50! Ведь возможности человеческого организма до конца не изучены. В 1939 году ученый Л. Ашофф произвел вскрытие 400 умерших в возрасте от 65 до 100 лет. Во всех случаях причиной смерти было какое-то заболевание, а не старение организма. Тогда Ашофф пошел дальше и провел вскрытие тех, кому за 100. Картина была точно такой же — погибают не от старости, а от болезней.
Мария МАРТ, Санкт-Петербург — Москва
Фото из личного архива академика
подписаться на комментарии
Нет комментариев